Follow me on social media

Instagram

SoundCloud

Facebook

Vkontakte

Telegram

Twitter

YouTube

Follow me on social media

Facebook is my main news hub where I share upcoming releases, gigs, photos, videos, and blogs. Typically, I post 3–5 times a week.

Telegram and Twitter duplicate what I post on Facebook, with occasional extra content.

On Vkontakte, I write in the Russian language for my fans out of from Russia and CIS.

I also upload vlogs and gigs videos on YouTube and share travel photos, selfies, and studio routine on Instagram.

Когда понижать и повышать энергию

А объясни теорию про энергию микса. Нафига её снижать и когда? А когда повышать? Как понять, не идёт потому что скучно и надо веселее или потому что все устали и надо спокойнее?

Илья Бирман

Попробую ещё усложнить задачу. Как понять правильность энергии микса, когда не видишь танцпол целиком? То есть публика меняется в зоне видимости с некоторой задержкой относительно играющих треков (народ рвётся ближе сцене).

Роман Манцев

Илья, чтобы ответить на эти вопросы, в первую очередь нужно чётко понимать, какие бывают типы мероприятий и задачи диджеев. Ещё нужно учитывать особенности поведения людей в зависимости от музыкального жанра, психологию, географию, место проведения, возраст аудитории и десяток других факторов.

Вдобавок, «чтение танцпола» во многом основано на гипотезах: если сделать действие «А», то люди предположительно отреагируют последствием «Б». С опытом начинаешь подобные действия и последствия замечать, но даже вооружившись всем арсеналом навыков и инструментов, все равно можно не угадать.

Поэтому расскажу только нескольких типичных сценариев в клубах и общие принципы управления энергией в них.

Дразнилка

Допустим, диджей открывает мероприятие. Предположим, это нормальный диджей, который знает, что в открывающем и разогревающим сете лучше играть что-то лёгкое относительно кульминации мероприятия.

Про открывающих диджеев

Частая ошибка новичка в таком сценарии: весь сет играть на одном уровне энергии. Типа, «сказали играть дипчик — играю дипчик». В целом это неплохо, но такие сеты могут казаться скучными, а люди так и останутся стоять вдоль стен, как на школьной дискотеке.

Весь сет на одном уровне энергии может казаться скучным

Мне больше нравится, когда диджей умеет вовремя повышать, а затем возвращать энергию. Такой приём я называю «дразнилкой». Разогревающий диджей как бы говорит: «Ребята, сейчас такое будет! Ух!», но это самое «ух!» не даёт — только намекает.

диджей как бы говорит: «Ребята, сейчас такое будет! Ух!», но это самое «ух!» не даёт — только намекает

Я советую смешивать текущий уровень энергии с более высоким примерно в соотношении 5:1, то есть ставить один трек пободрее через каждые пять обычных. Разумеется, это не «формула успеха», которую стоит машинально копировать, такие цифры я написал исключительно для примерного количественного соотношения.

Дразнилка как бы намекает, что в музыкальной программе мероприятия будет и что-то помощнее

Как понять, в какой момент повышать энергию: косвенный признак для этого — люди в клубе уже перешли от кивания головой в ритм музыки у бара к робкому потоптыванию ногой на танцполе. А ещё когда на танцпол вышли девушки.

Вероятно, в меня сейчас полетят упрёки в сексизме, но это правда: группа даже из нескольких танцующих девушек с большей вероятностью вовлечёт за собой стоящих в сторонке ребят, чем наоборот.

Контраст

Теперь предположим, что диджей играет в середине ночи. Если ты хедлайнер, и знаешь, что основная масса людей пришла послушать тебя, то большой соблазн «жечь на всю катушку», то есть играть весь сет максимально интенсивно. А некоторые при этом ещё наращивают энергию в течение сета, и получается как-то так:

Сет с нарастающей энергией без остановок трудно выдержать

Само по себе это не плохо. В некоторых музыкальных жанрах с определённой аудиторией это может быть уместно, а если артист желанный, то люди дослушают до конца. Но по моему опыту, так делать не стоит по двум причинам.

Во-первых, такой сет может показаться чересчур интенсивным, и как следствие — монотонным. То есть вроде всё несётся, а люди поглядывают на часы и лайнап: «Когда там уже следующий диджей?».

Во-вторых, даже если публика дослушает сет такого хедлайнера до конца, то потом при смене артиста с большой вероятностью уйдёт с танцпола — в бар или вообще домой. Наверняка замечали, когда после хедлайнера танцпол резко пустеет? Как раз тот случай.

Я советую строить сеты в середине ночи по нарастающей не линейно, а по условной синусоиде — как бы такой «змейкой»:

Змейка помогает равномерно распределять силы и управлять вниманием людей на танцполе

Как понять, в какой момент понижать энергию: если ты играешь самые мощные хитовые треки, а народ реагирует слабо или вовсе перемещается к бару.

Ключевое здесь даже не столько отдых, сколько разница: именно перепады энергии создают контраст, а контраст — отличный инструмент для управления вниманием слушателей. Отмечу, что создавать контраст можно не только разницей энергии, но и с помощью чередования настроения и структуры треков.

перепады энергии создают контраст, а контраст — отличный инструмент для управления вниманием слушателей

По моим наблюдениям, фразы в духе «этот диджей держал танцпол все два часа!» обычно относятся именно к таким сетам.

Затишье перед бурей
Обычно во время сета я планирую сразу несколько треков наперёд. А ещё я стараюсь мыслить не отдельными треками, а связками, и рассуждаю примерно так:

«Так, минут через десять было бы классно сыграть такой-то трек, а от него перейти к такому-то. Это связка мощная, и сейчас тоже играет довольно интенсивно. Если поставлю тот трек сейчас, нужного эффекта не будет. Поэтому сперва дам-ка танцполу немного передохнуть и поставлю вот этот трек».

Для примера послушай мой сет с JOOF Showcase, там отчётливо прослеживается, когда я «змейкой» ставил треки поспокойнее перед цепочкой из более мощных:

Рома, теперь отвечу на твой вопрос: для того, чтобы управлять энергией танцпола, видеть его целиком необязательно. Обычно я цепляюсь взглядом за небольшие группы людей и слежу за ними на протяжении ночи. В зависимости от размера площадки, интенсивности освещения и количества людей, я стараюсь держать в голове пять-десять групп — как правило этого достаточно для понимания, что происходит на танцполе.

Например, какая-нибудь тройка активно танцевала перед сценой первые полчаса, а потом переместилась к бару. «Они пошли за водой или этот трек им не зашёл? А куда пропал тот парень в очках?» — для меня это всё небольшие, но важные признаки, на которые я стараюсь обращать внимание.

При этом ты правильно заметил, что публика в зоне видимости диджея периодически меняется. Я называю такое «ротацией».

Ротация — это когда одни люди отходят от сцены (в бар, туалет, другую часть танцпола), и на их место приходят другие. Наличие небольшой ротации — хороший признак, потому что таким образом активно задействуется больше людей. Намного хуже, когда какая-то группа как стояла изначально, например, у бара, так и осталась там — вероятно, диджею так и не удалось заинтересовать их. Поэтому я стараюсь цепляться взглядом не только за танцующих у сцены, но и сзади, и по бокам танцпола, и смотрю, как они перемещаются со временем.

Возможно, бывают экстремальные случаи, когда из диджейки не видно людей совсем, но в моей практике такого не было, поэтому подобную ситуацию прокомментировать не могу.

На танцполе около тысячи человек, но фокусируясь на небольших группах или даже отдельных людях, я понимаю, как выстраивать энергию дальше. «Известия Холл», 2018—2019

Напоследок скажу, что «чтение танцпола» — то есть умение поставить нужный трек в нужное время — это самая сложная часть профессии.

Бонус-видео

В прошлом году Джон Флеминг дал большое видео-интервью каналу Digital DJ Tips, в котором рассказал, как готовится к своим сетам open-to-close. Отличное видео с множеством инсайдов — посмотрите целиком, если знаете английский:

Подписаться на блог
Поделиться
Отправить
Запинить
 107   8 дн   диджейство   советы

В рубрике советов автор с удовольствием делится своим опытом и отвечает на вопросы читателей по написанию музыки, диджейству, выступлениям, маркетингу, управлению и другим аспектам музыкальной индустрии. Присылайте ваши вопросы через Гугл-форму.

Популярное